Как оформить опекунство над недееспособным человеком?

Российское законодательство защищает интересы граждан, ставших недееспособными. С целью обеспечения реализации их интересов внедрен и функционирует институт опеки и попечительства.

Стоит различать оформление опеки над инвалидом и недееспособным лицом. Не каждая диагноз, ставший основанием для установления статуса инвалида, приводит к недееспособности.

Лишь суд может принять решение о недееспособности гражданина. Поэтому в список документов для оформления опеки обязательно входит решение суда.

Определение опекуна

В России нет четкого определения, кто может быть опекуном. Преобладает приоритет близости родственных связей при выборе кандидатов в опекуны. Кроме этого есть правила оформления опеки, вводящие ограничения, когда опекуном назначить лицо нельзя. Это:

  • кто лишен родительских прав;
  • ранее судимые за тяжкие преступления;
  • кому поставлен диагноз алкоголизм (наркомания, токсикомания);
  • не имеют в собственности (в аренде) жилья;
  • не имеют стабильного заработка.

Также четко обозначено, что при условии нахождения недееспособного лица на постоянном лечении в стационаре, опекунские обязанности возлагаются на учреждение, где лечится больной.

Условия оформления опеки над недееспособным человеком

Ключевые условия при оформлении опеки над недееспособным можно обозначить так:

  1. Опекуном имеет право быть исключительно один человек. Не может быть подано заявление на оформление опеки от группы лиц.
  2. Опекун совершеннолетнее и дееспособное лицо.
  3. Порядок оформления опеки над недееспособным человеком не требует судебного решения для назначения опекуна, если факт недееспособности уже зафиксирован в суде.
  4. Деятельность опекуна постоянно контролирует орган опеки. При нарушении интересов опекаемого лица может быть сменен опекун.

Какие документы нужны для оформления опекунства над недееспособным?

Законодательно определен список того, какие документы для оформления опекунства над недееспособным необходимо подготовить кандидату. Перечень довольно обширен. Это необходимо для того, чтобы получить максимум информации о кандидате в опекуны, с целью защиты интересов недееспособного гражданина.

Для подачи бумаг в опекунский совет необходимо подготовить бумаги на кандидата:

  1. заявление;
  2. паспорт;
  3. ИНН;
  4. автобиографию;
  5. форму №9 (справка о регистрации);
  6. форму № 7 (справка о ключевых характеристиках жилища);
  7. бумаги на жилье, находящееся в собственности либо пользовании;
  8. справку о несудимости;
  9. медицинскую справку о здоровье;
  10. справку о доходах;
  11. фотографию для удостоверения.

Дополнительно подается (если нужно):

  • характеристика для оформления опеки с работы;
  • согласие членов семьи (от 18 лет);
  • свидетельство о браке.

Перечень документов для оформления опеки над недееспособным, подаваемый на опекаемое лицо:

  1. паспорт;
  2. ИНН;
  3. копия решения суда о недееспособности;
  4. форма №9 (справка о регистрации);
  5. форма № 7 (справка о ключевых характеристиках жилища);
  6. бумаги на жилье, находящееся в собственности либо пользовании;
  7. пенсионное удостоверение;
  8. справка МСЭ;
  9. программа реабилитации;
  10. бумаги, обозначающие наличие родственных связей.

Если на момент подачи бумаг недееспособный находится на лечении, то подается заверенная главным врачом копия паспорта больного и согласие медицинского учреждения на передачу больного под опеку.

Порядок действий для установления опеки

Собрав все документы, необходимые для оформления опеки, кандидату нужно обратиться в опекунский совет.  Орган опеки определяется согласно территориальному проживанию недееспособного лица. Закон определяет срок оформления опеки как один месяц с установления необходимости назначения опеки, то есть, с момента вступления в силу решения суда об определении лица недееспособным. После подачи заявления кандидата начинается оформление опеки над недееспособным.

Для обследования жилищных условий кандидата у опекунского совета имеется 7 дней, и 3 дня для оформления результатов. В трехдневный срок кантату выдается акт об обследовании. При положительном рассмотрении бумаг заявителя и соответствии жилищных условий орган опеки выносит решение о возможности (или невозможности) заявителю быть опекуном. На это у них есть 15 дней. Непосредственно само назначение опекуном происходит в трехдневный срок с момента одобрения кандидата.

Особенности опеки над инвалидами

Закон четко обозначает, что инвалидность гражданина не обязательно приводит к недееспособности. Однако если инвалидность произошла вследствие психической болезни, то больному после вынесения решения суда об его недееспособности необходим опекун.

В отношении назначения опекунства над недееспособными инвалидами есть ряд исключений. Документы для оформления опеки над инвалидом могут не содержать справку с работы для кандидата. Так бывает, если за опекаемым лицом необходим постоянный уход.

В целом же оформление опеки над инвалидом 1 группы не отличается от алгоритма назначения опекуна для недееспособного гражданина, не являющегося инвалидом. Особых льгот опекун также не получает, не может быть прямым наследником. Денежные выплаты от государства опекун сможет получать, только если не работает и заботиться об инвалиде.

Оформление опеки над инвалидом 2 группы не основание для получения выплат по уходу. Выплачиваться государством будет лишь пенсия для инвалида. Поэтому для кандидатов в опекуны над такими недееспособными обязательно наличие постоянного дохода.